Ценность познания: как начать думать, делать и чувствовать?

20.02.2020

Стремление познавать себя и окружающих выделяет прирожденных лидеров из толпы. Мыслящий человек всегда будет тяготеть к познанию, как к источнику приобретения опыта и необходимых навыков в любой сфере деятельности. Познание позволяет человеку учиться у окружающей среды и решать проблемы на основе своих наблюдений. В желании понять себя и научиться жить и развиваться в гармонии со своими ощущениями люди все чаще начали обращаться к психологии эмоций.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) в психологии обозначает способность управлять и воспринимать свои эмоции и эмоции окружающих, ассимилировать мысли, понимать и объяснять свои чувства. Назначение эмоций – давать реакцию на изменения в отношениях между человеком и окружающей среды. В данном случае внутренние переживания на основе определенных ситуаций сигнализируют человеку о том, какие решения следует предпринимать в дальнейшем.

Главные составляющие эмоционального интеллекта можно разделить на две группы – «опытный ЭИ» и «стратегический ЭИ». Компоненты эмоционального интеллекта первой группы включают в себя следующие ветви:

  • Распознавание эмоций (лица, изображения, ситуации)
  • Использование эмоций для решения задач (фасилитация, эмпатия)

Основные компоненты стратегической группы включают в себя:

  • Понимание эмоций (изменения, смешивание, динамика)
  • Управление эмоциями (управление своими эмоциями, влияние на эмоции других)

Тот или иной отдельный компонент, составляющий всю картину эмоционально-интеллектуального человека, развивается параллельно основным навыкам ЭИ. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет человеку управлять не только эмоциональным состоянием, но и процессом мышления в целом. Модель ЭИ как совокупности способностей дает более четкое представление о внутренней структуре интеллекта и его значении для деятельности человека.

Важные составляющие эмоционального интеллекта лидера, прежде всего, определяются коммуникативными способностями, адекватностью самооценки, уверенностью в своей компетентности, умением осознавать свои чувства и чувства стоящего напротив человека. Эмоционально-интеллектуальный лидер склонен к анализу ценностей других людей и эффективному взаимодействию с ними, что является одним из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, современная психология за последние несколько лет продолжает находить все больше неопровержимых доказательств существенной связи эмоциональных способностей человека с его профессиональным успехом. Эмоции управляют поведением человека, временами направляя его к нужному решению, а иногда, напротив, сбивая с пути. Задача руководителя с высоким уровнем ЭИ - прочувствовать эмоциональные сигналы и научиться моментально реагировать на них с выгодой для себя и окружающих.