Эмоциональный интеллект руководителя: концепция EI по Дэвиду Карузо и Питеру Сэловею

Эмоциональный интеллект руководителя

20.02.2020

Эмоциональный интеллект (ЭИ, EI) – одно из ключевых понятий современных управленческих теорий, сформулированное и введенное в оборот рядом школ МВА, в которых оно является предметом отдельных курсов. Российские читатели могут получить основательные знания из научной концепции эмоционального интеллекта, прочитав книгу Д. Карузо и П. Сэловея «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять».

Концепция ЭИ определяется специалистами как набор эмоциональных и интуитивных качеств, присущих руководителю и содействующих принятию им управленческих решений без их предварительного анализа, основываясь лишь на личном опыте и знаниях специфики поведения и эмоций людей.

Несколько слов об авторах


Книга написана известными американскими исследователями в области управления и социальной психологии Дэвидом Карузо и Питером Сэловеем.

Д. Карузо – соавтор концепции EI, профессор известного во всем мире Йельского университета, который входит в состав «Большой тройки» высших учебных заведений США. Совместно со своими коллегами П. Сэловеем и Дж. Мэйером принял участие в разработке известного теста MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). На протяжении многих лет учит применять его в профессиональной деятельности бизнес-менеджеров в различных странах мира, в том числе и в России.

П. Сэловей – один из первооткрывателей и ключевых исследователей концепции эмоционального интеллекта, специалист в сфере социальной психологии, президент Йельского университета. На протяжении долгих лет П. Сэловей посвятил себя исследованию и доработке концепции эмоционального интеллекта, его перу принадлежит десяток книг и около сотни публикаций, основная тема которых – человеческие эмоции.

О чем книга

Книга рассматривает важную роль эмоционального состояния человека в составе сложной структуры профессиональной деятельности и, на протяжении всего повествования, раз за разом разрушает укоренившиеся мифы и заблуждения читателей. В прошлом ошибочно считалось, что руководитель обязан оставаться сдержанным и беспристрастным в течение всего рабочего процесса, особенно при взаимодействии с подчиненными и деловыми партнерами, однако на данный момент ситуация кардинально изменилась. Сегодня многие теоретики менеджмента считают, что эмоции, а также управление ими – весьма действенный управленческий инструмент.

Эмоциональный интеллект подразумевает наличие таких способностей как:

  • распознание эмоций собеседника;
  • понимание и оценка его намерений;
  • управление эмоциями (как своими, так и чужими);
  • решение практических вопросов посредством применения этих знаний и умений.

Интуиция, а также личное обаяние занимают важнейшее место в концепции EI. Чтобы точнее определить способности человека и разработать объективный тест, в это понятие вкладывают следующее:

  • понимание своих личных эмоций и восприятие чужих;
  • стимуляцию своего мыслительного процесса с помощью эмоций;
  • идентификацию факторов, которыми обусловлены эмоции, способность чувствовать переход от эмоции к мысли;
  • управление чувственными проявлениями.

Авторы концепции рекомендуют прислушиваться к своим эмоциям и действовать в соответствии с тем, к чему они подводят человека. Например, использовать эмоцию грусти для задач, требующих большой концентрации и внимательности. В состоянии злости -  мотивировать персонал и проводить жесткий диалог с партнерами. А если же человек радуется, то можно заняться мозговым штурмом либо командообразованием.

Важно понимать, что ЭИ не носит постоянного характера, а скорее напротив, он требует непрекращающегося развития и тренировок каждой ветви эмоционального интеллекта. Именно так эмоции могут стать ключевым инструментом и помощником в принятии решений и развитии интеллектуального потенциала.

Разумеется, авторы книги не ставят эмоции выше разума в управленческой работе. Дэвид Карузо и Питер Сэловей уверены – эмоциональный интеллект является составной частью всех интеллектуальных способностей человека, они неразделимы и в полной мере дополняют друг друга, только важно не забывать о том, что любые навыки человека должны непрерывно тренироваться и восполняться новой информацией.

Отзывы читателей

Впечатления от книги у большинства читателей позитивные, поскольку они знакомы с концепцией авторов, а также понимают значение их идей.

В процессе чтения рекомендуется примерять на себя те методы и приемы, что изложены на ее страницах. В онлайн-магазинах книга оценивается в среднем на 5 баллов.

При изучении данной книги следует проходить предложенные авторами тесты, а также вести дневник наблюдений. Это повысит полезный эффект от прочтения.