Научные и познавательные статьи об эмоциональном интеллекте - Лаборатория ЭИ

Эмоциональный интеллект – главный помощник HR-специалиста

25.06.2021

Мир бизнеса – это не самое спокойное место. Высокий уровень тревожности, постоянный риск текучести кадров, стрессы и недосыпы, эмоциональные выгорания… Все это похоже на поле битвы, исход которой зависит от одного из самых важных людей компании – HR-специалиста.

IMG_7248.PNG

В своей работе ему приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, и все они, так или иначе, связаны с людьми. Поэтому все больше компаний убеждаются: невозможно построить бизнес без учета человеческого фактора. И это, в свою очередь, во многом объясняет растущий интерес к эмоциональному интеллекту (ЭИ) – главному помощнику в работе современного HR-а. Какие же задачи можно решать при помощи инструментов ЭИ?

Подбор персонала

Выполняя данную задачу, HR сталкивается сразу с несколькими обязанностями: составление портрета «идеального сотрудника», проведение собеседований, отбор кандидатов и т.д. Эмоциональный интеллект помогает успешно справиться с каждой из этих задач. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги отдают «гибким навыкам» 85% успеха сотрудника на работе. Так как в основе всех soft skills лежит эмоциональный интеллект, то, диагностируя его, HR-менеджер определяет потенциал кандидата уже на этапе первого взаимодействия с соискателем. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект будет полезен и самому HR-у, ведь, опираясь на эмоции, мы легко выстраиваем диалог, определяем личностные качества и мотивы других людей, правильно корректируем свое поведение.

Оказание помощи в период адаптации

Трудность прижиться в новом коллективе провоцирует большую часть увольнений в первые недели работы. В свою очередь, это приводит к дополнительным денежным и временным затратам. Поэтому владельцы ждут от HR-специалиста максимальной результативности в содействии адаптации нового сотрудника. Как итог, развитие эмоционального интеллекта оказывается одинаково важным как для HR-а, так и для новоиспеченного члена команды. Исследования доказали: чем выше уровень ЭИ у человека, тем он меньше подвержен стрессам и легче воспринимает процесс «акклиматизации» на новом рабочем месте. Кроме того, эмоциональный интеллект напрямую связан с нашим умением сопереживать – эмпатией, которая особенно полезна в работе HR-менеджера.

Планирование карьерного развития сотрудников

В крупных компаниях нередко предпочитают «взращивать» собственных сотрудников, не привлекая сторонних специалистов. Это и выгодно, и быстро, и мотивирует команду на рост KPI. В то же время, закрывая вакантные места действующими сотрудниками, HR пытается заранее предугадать, не потеряет ли он в конечном счете время и деньги компании. Так что же красноречивее всего говорит о зонах роста человека? Его ЭИ-профиль. Например, от того, какие показатели эмоционального интеллекта имеют наиболее высокий уровень (эмпатия, влияние на эмоции других и т.д.), зависит, насколько хорошо человек проявит себя на руководящей должности или при взаимодействии с клиентом. Все это помогает HR-у не ошибиться в своем выборе и заранее снизить риски простоев в работе.

Формирование продуктивной рабочей атмосферы

Ученые со всего мира в один голос твердят: нездоровый микроклимат в компании уменьшает эффективность команды и увеличивает текучесть кадров. Поэтому HR-специалист уделяет много времени и сил созданию и поддержанию продуктивной рабочей атмосферы. Что для этого нужно? Во-первых, отслеживать колебания настроений, понимая и при необходимости корректируя эмоциональные состояния сотрудников. Кроме того, в конфликтных ситуациях HR-у приходится выступать в роли миротворца. Наконец, уровень стресса так же влияет на работу команды, поэтому HR-специалист напрямую заинтересован в «воспитании» стрессоустойчивости в сотрудниках. Так как все эти вопросы связаны с человеческим фактором, то для их решения HR-у полезно заручиться поддержкой главного помощника – эмоционального интеллекта.

Создание системы мотиваций

Эмоциональный интеллект расширяет возможности для HR-специалиста. Раньше наиболее эффективным способом замотивировать сотрудников на результат была система денежных поощрений. Теперь эмоциональный интеллект дает дополнительные варианты усиления мотивации команды. Например, с его помощью можно создать «ценности компании» – фундаментальные убеждения, лежащие в основе бизнеса. Более того, современные исследования показали, что именно они имеют огромную важность в глазах «миллениалов», когда те определяются с будущим местом работы. Кроме того, ценности компании влияют на то, кому из конкурентов потребители из «поколения Y» отдадут свое предпочтение.